Кинлэн кияз сюриз Дэмен?

18 толсуре Ижын эшъяськон юртын «Дэмен» огазеяськонлэн конференциез ортчиз. Ортчем ужрад сярысь вера удмурт тодосчи Альберт Алексеевич Разин.

 

Альберт Алексеевич Разин

 

«Всё хорошо, прекрасная маркиза» таӵе кылъёсын вераны луоз «Дэмен» огазеяськонлэн туннэ ортчем конференциез сярысь. Конференция вольыт ортчиз – быгылес пӧрамын вал со – одӥг сэрегез но ӧз шӧдӥськы. А.И. Ураськинлэн, «Дэменэн» кивалтӥсьлэн, докладэз но «пиньтэм» вал, одӥгзэ но лэчыт ужпумез ӧз ӝуты. Оло егитъёс пӧлын номыр сюлэмшугъяськытӥсез, пиртэшез ӧвӧл? Оло огез но удмуртлыклэсь уг палэнтӥськы? Нош тодо-а конференцие лыктэмъёс, удмуртлыкмес утён понна, доразы бертыса, мар карыны, бускельёсынызы кызьы вераськыны тодо-а? Оло «Чеберина», «Элькуновидение» выллем вожвылъяськонъёс, рок-музыка, эстрада удмуртлыкмес ӝуто? Та сярысь А.И. Ураськин ноку малпаськемын ӧвӧл, шӧдске.

 

"Дэмен" огазеяськонлэн выль тӧроез - Роман Дементьев
Фото татысь

 

Андрей Ивановичлэн валамезъя, «ваньмыз умой, маркиза» кырӟанын выллем, лэся. Докладзэ кылзыса, таӵе малпанэ вуоно: Андрей Иванович «культура» кылэз кыллюкамысь (словарьысь) лыдӟымтэ на. Шӧдске, со, кожа: культура – со концертъёс. Ӧвӧл веть, культура со – концерт ӧвӧл. Культураын сюрс палыз, нош нырысетӥ интые пуктыны кулэ адями кусыпез. Адямилэсь культуразэ дунъяно ассэ кызьы воземезъя, кышномуртэн, нылпиосын, мӧйыосын, бускельёсыныз, мукет калыкъёсын, инкуазен, Инмарен кусыпъёсызъя.

Лэчыт ужпумъёс сярысь вераськизы Л.Н. Буранова но Камбаркаысь делегат. Но Камбаркаысь делегатлэсь веранзэ А.И. Ураськин уретӥз.

Лыдӟись эше, ачид ик эскеры ай, конференциын таӵе (тысьтэм) резолюция кутэмын.

Удмурт культурая «Дэмен» огазеяськонлэн тӧроезлэсь А.И. Ураськинлэсь 2012-2014 аръёс ӵоже лэсьтэм ужрадъёс сярысь ивортонзэ кылзыса, конференция пусъе:

  1. «Дэмен» огазеяськон аслэсьтыз ужзэ кутэм планэзъя радъяны тырше, Удмурт Элькунлэн улонэзлэн ӧраз пыриськыса ужзэ мытэ.

  2. Вань ужрадъёссэ «Удмурт кенешен», Элькун Кивалтэтэн, ёрос но кар администрациосын, «Шунды» но «Нылкышно кенеш» огазеяськонъёсын валче радъяны тырше.

Конференция пуктэ:

  1. Удмурт культурая «Дэмен» огазеяськонлэсь 2012-2014 аръёс ӵоже ужамзэ умоен лыдъяно.

  2. Вань удмурт огазеяськонъёсын, анай-атайёсын ӵош, удмурт кылэз котькуд школаосын дышетон вылысь уж нуоно.

  3. Удмурт газет-журнал, книга поттонэз кулэстонлэсь кивалтӥсьёсын уж нуоно.

  4. Пӧртэм ужрадъёс пыр шедьтыны тыршоно, синйылтыса возёно кибашлы удмурт пиналъёсты.

  5. Удмурт егитъёс пӧлын котькуд удысъя кадровой резерв кылдытоно, соосты будэтыны луонлык утчано но сётоно.

  6. Чырмытгес уже кутоно интернет пыр иворъёсты вӧлмытон амалъёсты. Ужрадъёсты ӟечгес возьматоно теле-радио но газет бам вылын.

  7. Азинтоно удмурт культуралы сӥзем ёрос-кар ужрадъёсты.

Тӥни таӵеесь огъя кылъёс. Соос кисаль выллемесь, кырымад кырмыны уд быгаты. Арлы быдэ таӵе вужмисьтэм резолюциякутӥд ке, уд янгыша. А.И. Ураськин озьы ик ужа (шонерзэгес вераса).

Андрей Иванович Удмурт театрлэн директорез. Та ужаз бен пишмытэ-а, удмуртъёс вылэ ужа-а? Уг веть. Толэзяз театрын удмурт спектакль мынэ 1-2 пол гинэ. Ӟуч кылын возьмато А.С. Пушкинлэсь «Капитанская дочказэ». Пушкин туж быгатӥсь, туж визьмо писатель ке но, Пугачёвез «разбойник» шуэ. Нош Екатерина Вторая эксэез лякытэн возьматэ. Екатеринаед йӧно ке луысал, Радищев помещикез книга гожтэмез понна каторгае ӧй келясалыз. Екатерина «вир юись» эксэй вал. Соин крестьян (удмуртэз но, башкирез, но) Пугачёв сьӧры ӝутскиз. Та сярысь Ураськин директор малпаське-а? Ма, солы ваньмыз дунне, лэся!

2014 ар Россиын культуралы сӥземын вал. Кин шӧдӥз улонын маиз ке культурно луиз шуыса? Кыӵе ужпумъёсыз чутрак шараяз «Дэмен»? Таӵе юанъёс сётӥсько удмуртъёслы но, ваньмыз пельпумъёссэс ӝуткало, мар шуыны ӟудо.

Кивалтӥсь луыны кулэ дӥсьтӥсь

Удмуртъёсыз сюлэмшугъяськыто уно ужпумъёс, кылсярысь, Ижкарысь Кызьпу арамаез удмуртъёслэсь таланы выремзы, УдГУ-ысь удмурт факультетэз быдтыны медэмзы. Та пумысен нимысьтыз гожтэтъёс дасямын. Нош Ураськин отчы кизэ уг нюрты. Малы? Юано аслэсьтыз, нош мынам валамея, каньылэн улэмез потэ, сцена вылын но, дораз но опереттаын выллем, эктыса, кырӟамез потэ: «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Гажано лыдӟисьёс, асьтэос учкелэ, кыӵе гожтэтъёсы кизэ нюртыны кышказ Ураськин азьветлӥсь нергемы.

 

Главе г. Ижевска

УШАКОВУ А.А.

 

Уважаемый Александр Александрович!

Удмурты озабочены двумя проблемами, касающимися судьбы г. Ижевска. Первая проблема. В облике столицы не отражена самобытная культура титульной нации – удмуртов. Это – и политический, и национальный, и культурный вопрос.

Вторая проблема. С помощью археологических исследований на Набережной Ижевского пруда доказано, что Ижевск – историческое поселение. В.Ф. Генингом (1957 г.) и Т.И. Останиной (1975 г.) исследована часть могильника (210 погребений) и часть поселения. Доказано их соответствие Мазунинской культуре. Раскопаны ещё не все археологические памятники. Они ждут новых исследований.

Оказалось, что ещё 1700 лет назад древние удмурты занимались железообработкой: ковали оружие, делали орудия труда, инструменты и украшения. Основным источником существования было развитое земледелие и скотоводство. Выращивали рожь, ячмень, полбу, овёс, яровую пшеницу. В пищу использовалось также мясо домашних и диких животных (как минимум 9 видов). В хозяйстве были лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи. Охотились на бобра, лося, медведя, кабана.

Кроме того, на его территории г. Ижевска обнаружены два городища (Карлутка I, Карлутка II) и селище.

Мы, потомки, древних жителей, независимо на каком языке говорим, независимо какую веру исповедуем, должны бережно относиться к культурному наследию предков, хранить историческую память, пусть следующие поколения гордятся высоким уровнем древней цивилизации. Духовность – это связь времён: прошлого с настоящим и будущим; это общение с божественным и сакральным миром. Эти проблемы мы неоднократно обсуждали на районных конференциях и на заседаниях «Ижкар кенеша».

По нашему мнению, пора отходить от концепции «город-завод» и переходить к созданию образа «исторического поселения». При этом использовать информацию о территории проживания людей, создавших древнюю цивилизацию, древние священные места, экспонаты археологических раскопок, мифологию удмуртов.

Нельзя перегружать Ижевск строительством новых зданий – нужны скверы, рекреации, фестивальные площадки, зелёные насаждения, исторические символы, памятники, нужен новый бренд.

Александр Александрович обращаемся к Вам со следующими просьбами:

1. Не застраивать территорию Берёзовой рощи и позволить благоустройство её удмуртам, чтобы и впредь они традиционно проводили народные праздники, обряды и культовые ритуалы на лоне природы.

2. При подготовке планов и проектов по застройке Ижевска учитывать мнение учёных, Общества удмуртской культуры «Дэмен», Градостроительного совета, созданного при «Удмурт кенеше», а также других общественных организаций Удмуртской Республики, чтобы не допустить пренебрежительного отношения к культурному наследию удмуртов.

Просим до утверждения Генплана:

- обновить карту охранных зон,

- подготовить новый проект «Зелёный каркас» Ижевска,

- выстроить новую концепцию облагораживания Набережной Ижевского пруда, где находятся археологические памятники (с учётом проекта «Музейный квартал», включающим музей под открытым небом, Дом удмуртского народного творчества и искусства, Музей-усадьбу жителей 2-3 веков).

3. Придать г. Ижевску облик национальной столицы:

- на въездах в город (со стороны г. Можги, Як. Бодьи, г. Воткинска, г. Сарапула и аэропорта) поставить скульптурное изображение удмуртской женщины и написать слова «Столица Удмуртской Республики приветствует гостей»; на удмуртском языке крупно написать «Гажаса витиськом!».

- на улицах развесить плакаты на удмуртском языке - на Центральной площади вывесить плакат на удмуртском языке: «Сяськаяськы, удмурт шаере!»;

- при благоустройстве города использовать удмуртские символы и орнаменты;

- ледовому городку на Центральной площади столицы придать национальный колорит – на это есть опытные удмуртские архитекторы, работающие со льдом и снегом.

Пусть Ижевск обретёт облик столицы Удмуртской Республики, исторического поселения удмуртов и будет привлекательным для туристов.

 

С уважением, Председатель

Общества удмуртской культуры «Дэмен»,

депутат Госсовета Удмуртской Республики А.И. Ураськин

18.12.2014

 

 

Ректору УдГУ
проф. МЕРЗЛЯКОВОЙ Г. В.

 

Уважаемая Галина Витальевна!

Участники конференции Общества удмуртской культуры «Дэмен», состоявшейся 18 декабря 2014 г. в Доме дружбы народов, приняли резолюцию в защиту факультета удмуртской филологии (ФУФ) УдГУ. Ваше решение об упразднении ФУФ мы считаем неправильным. Факультет удмуртской филологии в течение многих десятилетий был своеобразной кузницей удмуртских кадров: учителей, писателей, учёных, политиков…

В 1929 г. согласно переписи населения все удмурты говорили на родном языке, а сегодня по оценкам Юнеско удмуртский язык находится под серьёзной угрозой. Обрусение удмуртов начинается в детских садиках и продолжается в образовательных учреждениях. Невостребованность родного языка и отсутствие в Удмуртии государственной политики по сохранению удмуртского языка ведёт к тому, что во многих удмуртских семьях функционирует только русский язык, даже в деревнях. Происходит обвальный процесс русификации, глобализации, маргинализации и манкуртизации удмуртов. Это трагедия. Маргинал, как Вы знаете, есть беспринципный человек, на которого нельзя положиться. Россия, если погибнет, то не через войну, не через развал экономики, а разрушится через маргинализацию – через расчеловечивание человека.

Исчезновение удмуртского этноса будет большим минусом, прежде всего, для России, не придающей значения соблюдению принципов федеративности, будет показателем нежелания русских (создавших империю) уберечь этнос от гибели. Если прогрессивные люди озабочены сохранением редких растений и животных, то для защиты этноса от исчезновения надо принять любые меры.

Как историку напоминаем, что благодаря установлению Советской власти удмурты обрели свою государственность, у нас появился Удмуртский государственный пединститут, был создан удмуртский факультет. Удмуртский язык был признан государственным, и соответственно школьники по всем предметам обучались на удмуртском языке, документация тоже велась на языке титульной нации. Всё это способствовало повышению национального самосознания веками забитого этноса в российской «тюрьме народов» и самореализации многих представителей коренного этноса. В результате реализации ленинской национальной политики удмурты стали относиться к русским более доверительно – как к старшему брату. И эту линию надо продолжать, а не скатываться с завоёванных позиций.

Галина Витальевна, согласитесь: удмурты по человеческим качествам поднялись до уровня самых «продвинутых» народов:

- они сумели выстроить гармоничные отношения и с природой и с другими нациями, и между соседями в деревне; также преуспели в понимании гармонии цвета, звука, линий, движений – в Европе и странах других континентов восхищаются удмуртскими песнями, танцами, коврами, вышивками…;

- удмурты относятся к самым трудолюбивым, самым упорным, покладистым, терпеливым, толерантным этносам. Они работают, даже когда не платят. Примером являются колхозы, из которых неудмурты разбежались. Разумеется, удмурты достойны сохранения, тем более, что создали не только язык, но и цивилизацию с высоким уровнем духовности. Ценности удмуртской цивилизации есть достояние всего человечества, и никто не вправе относиться к ним пренебрежительно. Никто не согласится с доводом, что россияне должны руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше». И, если удмурты генетически миролюбивы, их надо не уничтожать, а поддерживать!

В Удмуртской Республике нет Закона об обязательном изучении удмуртского языка, но в то же время английский язык изучают как обязательный. Не парадокс ли? Все языки велики - ни один не должен исчезнуть! Кто и когда научно доказал, что удмуртский язык менее ценный, чем английский. К слову, на английском языке нет научных слов – все научные термины заимствованы с латинского и греческого языков, и это обстоятельство не мешает англичанам спокойно заниматься наукой. Удмурты могли бы брать с них пример. Можно брать пример и с Татарстана: для обеспечения действительного равноправия между народами в соответствии с Конституцией РФ, в Татарстане изучают не только татарский язык, но и добиваются обучения в ВУЗах и ССУЗах специальным предметам на татарском языке. А мы идём по пути оптимизации.

Путь оптимизации, практикующийся в России через ликвидацию школ, клубов, детских садиков, медпунктов, библиотек, – гибельный путь. Упразднение удмуртского факультета во имя сиюминутной выгоды находится в этом же позорном ряду. Как нельзя экономить на детях, на воспитании подрастающего поколения, на образовании, на здоровье населения, так же нельзя экономить и на сохранении этноса! Не верится, что Вы придерживаетесь принципа «нет этноса – нет проблемы». Если нет, то давайте действовать в направлении сохранения удмуртов с их мелодичным говором и самобытной культурой.

Что делать? Галина Витальевна, Вы в бытность преподавали историю КПСС и прекрасно знаете о возможностях человека с государственным мышлением, была бы воля. Есть много каналов: во-первых, как ректор (подключив компетентных учёных и депутатов) могли бы подключиться к обсуждению реформы образования и подготовить альтернативную Программу, взяв всё лучшее из системы образования советского периода, в том числе, двадцатых годов прошлого столетия, когда удмурты обучались на родном языке по всем предметам; во-вторых, как член «Партии единая Россия» Вы могли бы на партийном форуме обсудить проблемы образования, в том числе национального. Где взять финансы? Для решения образовательных проблем деньги есть (и Вы об этом знаете): во-первых, есть два российских стабилизационных фонда; во-вторых, российские олигархи ежегодно десятки миллиардов долларов перечисляют в западные банки – нужен закон, принуждающий их оставлять деньги в пределах России; в-третьих, удмуртская нефть рекой течёт за пределы УР, а удмуртам достаются только экологические проблемы. Пусть нефтяные короли отстёгивают деньги в пользу решения удмуртских национальных проблем! Ваши действия в таком направлении повысили бы рейтинг «Партии единая Россия»; в-третьих, как депутат Госсовета УР могли бы: а) проявить инициативу и способствовать разработке государственной политики по сохранению удмуртского языка; б) агитировать депутатский корпус за принятие изменений в Законе о языках в пользу обязательного изучения удмуртского языка; в) через СМИ проводить разъяснительную работу о необходимости достижения подлинного равенства между народами, добиваться распространения толерантности по отношению к коренному народу – удмуртам. Это было бы выполнением благородной функции сеятеля доброго, разумного, вечного.

Упразднение факультета удмуртской филологии (ФУФ) и образование Института журналистики и финноугроведения ничем нельзя оправдать. Во-первых, почему журналистика на первом месте? В чём проявил себя этот факультет? Может обрусением? Только один факт: туда в этом году принят только 1 удмурт. Как же так? Факультет журналистики УдГУ когда-то был организован для подготовки именно удмуртских кадров! Помните: УдГУ – не только Ваш университет: в его названии есть слово «удмуртский». Значит, и по содержанию он должен быть удмуртским, удмуртские кадры надо готовить, прежде всего, в Удмуртии. А русских журналистов готовят и в других вузах, в том числе, в УрГУ, КГУ, МГУ. Во-вторых, чем Вы руководствовались заменив словосочетание «удмуртская филология» на «финноугроведение»? Вы же прекрасно знаете, что в Удмуртской Республике острый дефицит специалистов по удмуртской филологии. Наше категорическое мнение: оставить ФУФ в неизменном виде. И ни в коем случае нельзя к нему пристёгивать отделение журналистики: если отделение журналистики будет вместе с удмуртским факультетом, удмуртский язык будет выдавлен и из аудиторий, и из Учёного совета, и из коридоров.

Рассматривая игнорирование этнических интересов удмуртов и попрание их прав в УР, можно провести параллель с украинскими событиями. Да, к сожалению, реальность такова. Галина Витальевна, рассуждая логически, можно сделать предположение, что Вы забыли о необходимости сочетания патриотизма и интернационализма как двух сторон одной медали, что Вы закрываете глаза на процесс маргинализации удмуртов. Убедите нас в обратном. Хочется верить, что здравый смысл восторжествует: Вы критически взглянете на свои действия с высоты государственного человека и отмените Ваше решение об упразднении ФУФ и всё оставите в прежнем виде.

Возглавлять ФУФ, по-прежнему, должна доктор филологических наук Кондратьева Н.В. Во-первых, она проявила себя как талантливый руководитель факультета, как организатор совместной деятельности преподавателей и студентов. При ней факультет прекрасно аттестовался – по всем параметрам находится на высоте. Кроме того, Наталья Владимировна по-деловому, без суеты, без шума нашла источники финансирования, среди чиновников нашла сторонников, поддерживающих развитие учебно-научной деятельности факультета. Во-вторых, она как человек очень душевна, деликатна, и её отношения с преподавателями и студентами исключительно доброжелательны, поэтому она пользуется на факультете уважением и заслуженным авторитетом. В-третьих, она – признанный в финно-угорском мире учёный. Говорят, нет незаменимых людей. Неправда, на сегодняшний день она незаменима.

С уважением, Председатель
Общества удмуртской культуры «Дэмен»,
депутат Госсовета Удмуртской Республики А.И. Ураськин
18.12.2014

 

А.И. Ураськин та гожтэтъёсы кинюртэмзэ ӧз пукты, конференциын но та ужпум сярысь вераськыны ӧз лэзьы. Вот озьы эшъёс! Со Кун кенешысь депутат, «Единая Россия» партилэн ёзчиез. Озьыен со ассэ бадӟым политик кадь, «государственной адями» выллем возьыны кулэ. Нош со шымырске, лэчыт ужпумъёслэсь палэнске, ас каньылзэ гинэ чакла. В.В. Путин Президент тодӥз ке, солэсь тазьы выремез но таин валлин «Единая Россиялэсь» авторитетсэ улӥе уськытэмез понна, малпасько, туж но туж вожез потоз.

Тунсыко статьяос